Как адаптироваться к новым реалиям и какие навыки развивать? Почему стратегическое мышление и умение быстро действовать практически несовместимы? Т&Р вместе с Марией Чекановой разобрались, как ориентироваться в новых реалиях и стать перспективным специалистом в своей области.

Мария Чеканова

Эксперт в области маркетинга и стратегического развития бизнеса

Демотивирующая речь инвестора

В один из американских университетов для напутственной речи выпускникам пригласили Уоррена Баффета — американского предпринимателя и одного из самых успешных инвесторов в мире. Он вышел на трибуну, посмотрел пристальным взглядом на учеников и сказал совсем не то, что от него ожидали.

Уоррен Баффет, речь перед выпускниками

«Много лет назад я, как и вы, был студентом. Я тоже сидел в зале, и перед нами кто-то выступал, на тот момент у меня не было ничего: ни машины, ни квартиры, ни влиятельных родителей, ни готового места работы. Согласитесь: у большинства из вас есть хотя бы что-то из этого списка, а у некоторых даже все перечисленное. У меня не было ничего, кроме, огня в глазах. Этот огонь я очень хорошо помню, потому что он до сих пор есть в моих глазах. Все, чего я добился в жизни, — не благодаря влиятельным родителям, работе и даже образованию, а только благодаря огню в глазах. И вот смотрю я сейчас на вас и ни у одного из вас такого огня в глазах не вижу. Я хотел вам рассказать, как добиться в жизни успеха, но, поскольку без огня его добиться невозможно и вы очевидно его не добьетесь, я скажу, что ваш удел — научиться довольствоваться малым, потому что малое — ваш предел. Как вы знаете, я человек богатый, миллиардер. О чем мне разговаривать с людьми, у которых потолок — довольствоваться малым? Поэтому я прощаюсь с вами и уезжаю».

Баффет собрался уйти со сцены, но вернулся и сказал напоследок: «Ах да, забыл. Организаторы моего выступления попросили закончить на позитивной ноте, но что же вам сказать позитивного? Ну разве что удачи». Многие подумали, что это розыгрыш и спикер вернется, но этого не произошло. Все были расстроены: вопреки ожиданиям, предприниматель их демотивировал. Однако много лет спустя группа студентов решила проверить, как эта речь повлияла на слушателей. Они сделали анкету, в которой определили индикаторы успеха (доход, социальный статус, состав семьи, физическая форма), и разослали выпускникам разных лет. Проанализировав и рассчитав коэффициент успешности каждого выпуска, студенты определили, что этот показатель сильно варьировался, однако в год выступления Уоррена Баффета он значительно увеличился. При этом уровень образования студентов принципиально не различался, но тем самым толчком была речь инвестора. Хотя студентам не говорили банальные вещи, такие как «мир открыт перед вами» и «вы всего добьетесь». Им объяснили совершенно обратное и обозначили потолок возможностей. Тогда молодые люди запротестовали.

Мне хочется спросить вас: а вы вкладываетесь по полной здесь и сейчас, делая максимум из того, что можете? Мы получаем все пропорционально нашим усилиям, все остальные факторы вторичны

Допустим, ваши глаза горят и вы вкалываете по полной, но что еще нужно знать и уметь, чтобы оставаться востребованным в будущем? Давайте разберемся, почему некоторые всем известные советы и рекомендации не всегда работают.

K-AMPUS  — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

А вы знаете себя?

Насколько хорошо вы знаете себя? Ответьте себе честно и просто, опишите свои сильные и слабые стороны. Например, вы импульсивный человек, который быстро принимает решения. Вы знаете, что, если возьмете паузу и немного подумаете, качество этого решения улучшится. Попробуйте описать себя, опираясь на реальные факты. Перечислите ваши успешные и провальные проекты, на их основе вы сможете проанализировать себя: что у вас получается, а что нет. Только не стоит вписывать результаты различных тестов. Я прошла многие известные тесты от MBTI, Clifton Strengths, DISK, Hogan — результаты не просто отличаются, а часто противоречат друг другу. Это неудивительно, ведь на поведение человека сильное влияние оказывают обстоятельства, и мы часто ищем ранее одобренные социумом ответы. Но в погоне стать универсальными мы пропускаем свои же важные способности, которые в дальнейшем необходимы для достижения значимых результатов. Например, выбирая бренд-менеджеров, мы ориентировались на одну из ключевых компетенций — стратегическое мышление, так как это свойство позволяет прогнозировать будущее профессиональное развитие сотрудников в организации.

Однако в последние годы мы замечаем, что прогнозы не сбываются, всегда возникают внешние обстоятельства, которые переворачивают все ожидания с ног на голову

В этих неопределенных ситуациях важно двигаться, не бояться ошибиться, быстро принимать решения. Далеко не всегда менеджеры со стратегическим мышлением способны оперативно действовать, им нужно время на просчет разных сценариев, оценку рисков, выявление закономерностей. И наоборот, менеджеры, которые больше полагаются на интуицию и склонны к риску, оказываются более эффективными в подобных ситуациях. Это не хорошо и не плохо. Хорошо, когда все в балансе, но такие люди встречаются крайне редко. Далее давайте введем несколько понятий. В бизнесе, как правило, встречается три типа людей.

1. Стратеги

Люди, которые способны видеть взаимосвязи и закономерности прошлого, настоящего и будущего. Могут оценить развитие событий и риски, однако им сложно работать напрямую с людьми и командами, и, как правило, они говорят о результате или выполнении проекта в долгосрочной перспективе.

2. Активные менеджеры

Такие сотрудники могут здесь и сейчас двигать камни, собирать людей, вдохновлять, иногда идти напролом. Их очень любят в коллективе, однако они иногда могут бежать так быстро, что, не заметив, могут ошибиться в направлении.

3. Смешанный тип

Из них получаются отличные генеральные директора. Как правило, у этих людей все сбалансировано. Конечно, все хотят видеть в себе смешанный тип, но хочу вас предостеречь: это очень большая редкость. Посчитайте процент генеральных директоров от общего количества менеджеров и добавьте вашу оценку их стратегическому мышлению и умению управлять людьми. Даже в таком случае у этих людей либо первый, либо второй тип доминирует.

Какую роль играет окружающая среда

Еще один важный аспект — окружение. Много раз было доказано, что среда и обстоятельства оказывают сильное влияние на поведение человека. Если вокруг вас сотрудники, для которых профессиональное развитие не имеет ценности и они приходят просто отсидеть свои часы, то даже с хорошими навыками, знаниями вы не заметите, как начнете ныть. Также если вы не видите людей, которые вас вдохновляют, это плохой знак: вы не будете знать, куда вам двигаться.

Если ваша текущая среда не дает вам импульса для развития, значит, надо искать этот импульс во внешней среде: у вас есть неограниченный доступ к обучению, лекциям, книгам, лидерскому опыту, авторитетным в вашей области людям

Эти внешние ресурсы, уверяю вас, помогут создать правильный импульс — пусть не навсегда, но точно хватит, чтобы продержаться до следующего шага. Итак, для успешного обучения и развития профессионального сотрудников (и себя) нужно следовать трем простым советам:

Определите свои слабые и сильные стороны

Первый и самый важный шаг — это понимание своих сильных и слабых сторон, не то, как вас оценивают, а во что вы сами верите и знаете исходя из опыта. Не пытайтесь быть «универсальным». Понимая, в чем ваша сила, преувеличивайте ее: именно эти качества позволят вам добиться выдающихся результатов.

Развивайтесь в перспективных сферах

Ищите области для специализации, которые будут добавлять вам ценность и станут актуальны в будущем.

Окружите себя вдохновляющими людьми

Ищите среду и людей, которые будут вас вдохновлять, не соблазняйтесь комфортными условиями, где все легко и понятно: возможно, там нет развития. Ищите ролевые модели: вам будет легче ориентироваться и выбирать, что важно.

И напоследок. Есть несколько качеств, которые будут актуальны всегда:

  • любопытство: вам всегда должно быть интересно

  • умение выстраивать взаимодействие и понимать людей

  • принимать изменения по-честному, а не делать вид, что вы меняетесь

И, как вы уже поняли, вы должны вкладываться по полной с горящими глазами. Если этого нет, все остальное не имеет смысла.

Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.