Идеи всегда выполняют какую-то функцию и закрывают потребности людей. Но как придумывать их, даже если нет вдохновения? Для этого существуют методологии системной генерации идей! Подготовили материал о четырех проверенных способах решить большинство креативных проблем. Пригодится тем, кому часто приходится придумывать концепции, новые продукты и фичи, идеи для мероприятий, нейминг, а также позиционирование продукта для любой аудитории исходя из того, что ей действительно нужно.

Проблема

Как придумать 20+ ярких идей за короткий промежуток времени и при этом найти нетривиальные решения для задачи, не повторяя то, что делали раньше?

Методология

Латеральное мышление — кре­а­тив­ная ме­то­до­ло­гия, которая раз­ры­ва­ет мыс­ли­тель­ные пат­тер­ны и по­мо­га­ет на­хо­дить неоче­вид­ные решения. Придумана британским психологом Эд­вар­дом де Боно в 1960-х годах.

Основа методологии

Нейронные сети мозга укладывают поступающую информацию в паттерны, они же опыт, которые облегчают каждодневную работу мозга, но затрудняют придумывание новых решений. Паттерны костенеют, и со временем на них становится очень сложно повлиять и перестроить: мы начинаем мыслить однотипно, банально. Такие мыслительные кандалы мешают придумывать оригинальные идеи, а с возрастом паттерны становятся все более прочными, так что действовать вне рамок становится все сложнее и сложнее.

Креативный процесс в латеральном мышлении — это преодоление шаблонного мышления с помощью «креативных прыжков».

Узнать больше

Проблема

Как ускорить и оптимизировать изобретательский процесс, исключив элементы случайности? Как улучшить существующую систему и попытаться создать идеальную? Как изобрести телепорт? И, в конце концов, как найти идеальное место для шкафа?

Методология

ТРИЗ — тео­рия ре­ше­ния изоб­ре­та­тель­ских за­дач, раз­ра­бо­тан­ная в 1940-х годах в СССР изобретателем Ген­ри­хом Альт­шул­ле­ром. Изоб­ре­та­тель­ская за­да­ча — это та­кая за­да­ча, для ре­ше­ния ко­то­рой необ­хо­ди­мо по­нять ко­рень про­бле­мы и устра­нить его.

Основа методологии

ТРИЗ утверждает, что развитие любых систем постоянно наталкивается на тупики — противоречия, которые сначала кажутся неустранимыми. Креативный процесс в случае ТРИЗ — это разрешение противоречий с помощью различных инструментов управления системами.

Системы бурно развиваются, о чем свидетельствует научно-технический прогресс: достаточно вспомнить габариты первого в истории телевизора и сравнить его с современной плазмой. Процесс означает, что любая система мечтает стать идеальной — быть максимально функциональной и ничего при этом не весить. Для обозначения такой мечты, в которой системы не существует, но функция выполняется, существует ключевое понятие ТРИЗ — Идеальный Конечный Результат (ИКР).

Узнать больше

Проблема

Как чувствовать и находить истинные потребности человека? Как придумывать продукты и сервисы для людей и улучшать их опыт? Как сделать так, чтобы человеку было удобнее логиниться в приложении или включать свет в комнате?

Методология

Дизайн-мышление — прак­ти­ка быст­рых и по­лез­ных дей­ствий для со­зда­ния продуктов и сервисов, дей­стви­тель­но нуж­ных лю­дям. Термин «дизайн-мышление» так или иначе встречался в научной литературе еще до 1969 года, но широкую известность получил после того, как Хассо Платтнер (SAP) и Дэвид Келли (IDEO) упаковали принципы в единую методологию, создали дизайн-школу и стали практически распространять и развивать ее принципы.

Основа методологии

Ключевое понятие дизайн-мышления — эмпатия, или сопереживание опыту, ситуации и эмоциям человека, для которого вы придумываете решение. Такой подход позволяет создавать решения, основываясь на боли настоящих людей, а не на стереотипном представлении о ней. Процесс эмпатии состоит из наблюдения, погружения и вовлечения. Чтобы пройти каждый этап наиболее качественно — методология дизайн-мышления использует специальные инструменты, например, обмен историями, глубинные интервью и другие.

Узнать больше

Проблема

Как придумать социальную форму отношений и позиционировать продукт? В общем, как сделать так, чтобы бренд, ресторан, образовательный курс — любой проект — вызывал у человека конкретные чувства и эмоции?

Методология

CRAFT (Cre­ative Al­go­rithm Frame­work & Tools) — кре­а­тив­ная ме­то­до­ло­гия, ко­то­рая по­мо­га­ет создавать идеи, хорошо воспринимаемые людьми, превращать абстрактные смыслы в рабочие продукты, сформулировать то, что все поймут и примут одинаково. Создана основателем школы ИКРА Ва­си­лием Ле­бе­де­вым в 2010-х годах.

Основа методологии

Главное понятие CRAFT — большая идея, или особая форма полезных отношений, вызывающих эмоциональный отклик. Большая идея нужна, чтобы превращать абстрактные смыслы в рабочие идеи. Для этого она должна отвечать трем критериям:

  • Драма — то есть идея способна вызывать эмоциональный отклик со стороны пользователя;

  • Форма — то есть идея обладает формой отношений, которую можно воплотить в предметах;

  • Польза — то есть в идее человек увидел разумную мотивацию для своего участия.

Узнать больше