В XXI веке и визуальное, и даже устное народное творчество переживают новый этап развития: они уже давно вышли за рамки былин, сказок и «преданий старины глубокой». Сатиричные анекдоты и частушки тоже отошли на второй план — их место заняли емкие картинки. Разбираемся в античных корнях мемов и пытаемся понять, будет ли в Эрмитаже выставка мемов и как увеличить охваты в соцсетях за счет забавных изображений.

Что такое мем и какой у него срок годности

В соцсетях и за их пределами общение с помощью мемов давно стало привычным, ведь они лаконичны и не без доли иронии способны передать всю палитру эмоций. Однако история мемов началась задолго до появления смартфонов и интернета. Во-первых, у мема греческие корни: в языке Аристотеля мем означал «подобие». Во-вторых, по мнению преданных своему делу мемологов, отправной точкой в истории мема стала книга «Эгоистичный ген» английского ученого Ричарда Докинза. Тогда, во второй половине прошлого века, мем сменил свою научную прописку и перекочевал из области зоологии, где обозначал способность объекта к копированию самого себя, в социокультурный дискурс.

Докинз, впрочем, не сводил мем к троллфейсу и забавным картинкам: мемом он называл единицу значимой для культуры информации, все то, что транслируется через поколения. Излагая свою теорию в биологических терминах, он приравнял мем к гену и наделил его теми же свойствами. Поэтому злободневные картинки, которые мы шерим в соцсетях, подчиняются общим правилам естественного отбора блогосферы: они могут мутировать и размножаться в геометрической прогрессии.

Исследование, проведенное австралийским ретейлером Yellow Octopus совместно с Google Trends, показало, что у каждого мема есть свой жизненный цикл и в среднем интернет-мем живет два года. Срок годности мема зависит от двух факторов: первый — это событие, реакцией на которое и стал мем. Как только теряется актуальность события, мем, посвященный этому прецеденту, ждет забвение.

Второй фактор — это целевая аудитория. Мем может превратиться в баян, набить оскомину, перестать вызывать истерический смех, но при этом оставаться мемом ровно до тех пор, пока его не перестанут понимать. Поскольку мем является носителем информации о культурном феномене или историческом событии, скажем, узнаваемое сегодня выражение «Лет ми спик фром май харт ин инглиш» для поколения наших внуков не будет иметь никакого смысла, а значит, перестанет быть мемом.

Почему мы разговариваем мемами

Сначала на смену словам, передающим наше эмоциональное состояние, пришел смайлик, а мем стал следующей ступенью эволюции речи в сети. С точки зрения лингвистики мемы можно назвать фразеологизмами 2.0. или речевыми клише. Они выступают для носителя языка готовыми формулами, которыми он пользуется так же непринужденно, как копипастом.

Экономия свойственна человеку не только в магазине, мы экономим и наш язык

Исторически в нас заложено стремление к ясному и краткому выражению мыслей: по своей природе мы крайне ленивы и потому стараемся свести усилия к минимуму. Но именно благодаря лени, которую мы предпочитаем называть бережливостью, появляются короткие готовые модели и устойчивые сочетания. А мемы — это лишь новая форма, продиктованная эрой интернета и информационных технологий.

Мемы отличает лаконичность и концентрированность смысла, поэтому «ничоси» заменило «вот это да!». Интересно, что мемы тоже могут менять свое значение, а также заимствоваться одним социокультурным слоем из другого — эти процессы влияют на продолжительность жизни мема и не дают ему кануть в Лету. Мем снова начинают обсуждать, он снова заполняет паблики и чаты, для него создается питательная среда в виде хайпа.

Эмоциональный отклик, порожденный мемом, — то, что ищет хороший маркетолог, поэтому мем, покоривший сердца пользователей интернета, принесет успех, сделав рекламу вирусной. Джон Сноу рекламирует пуховики фабрики «Снежинка», и ее целевая аудитория сразу увеличивается до 18 млн человек, ведь именно такое количество людей посмотрели «Игру престолов», по версии «Кинопоиска».

Находясь на пересечении смешного и странного, мемы способны оживить соцсети даже самого консервативного музея. Заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств Сергей Винокуров говорит о том, что музей не только готов соединить холст, масло и фотошоп, но и активно практикует это: «В особенности сейчас, когда все культурные институции просто вынуждены искать новые формы работы с посетителем в онлайне». Но дотягивает ли современный интернет-мем до произведения искусства? Может ли он появиться в музее как экспонат?

Мем как памятник культуры, или Будет ли в Эрмитаже и Третьяковке выставка мемов

Интернет-мемы — зеркало современной жизни. Они отражают реалии, в которых мы существуем, и становятся свидетельствами исторических процессов, а это значит, что их вполне по праву можно назвать памятниками культуры наравне с берестяными грамотами и летописями. Меняется только формат. «Мемы уже стали определенным маркером культуры современности с ее клиповым мышлением, желанием получить информацию быстро и без особых усилий понять изображенное или написанное», — комментирует искусствовед Сергей Винокуров.

Можно ли отнести мем к современному виду искусства? В рамки классического определения он вполне вписывается, однако, учитывая специфику среды его обитания, было бы правильнее причислить мем к нет-арту. Если дизайнеры мемов не передвижники нового времени, то постмодернистами их назвать можно. Отсутствие ограничений для самовыражения — принцип, который роднит эти два направления.

По замечаниям экспертов, мем изначально появился как веб-жанр — и с большой степенью вероятности таковым и останется. Однако не исключено, что мемы однажды будут коллекционировать, а затем выставлять в частных галереях, как это произошло с марками и монетами. В будущем мемы также могут стать экспонатами залов современного искусства (как письма и вырезки из газет и журналов), однако для этого они должны быть пропитаны историей. Ведь ценность имеет не сам объект, а исторический контекст, в котором он появился.

Кто знает — вполне возможно, что фраза «Слово „мем“ вошло в употребление в начале XXI века» через пару десятилетий будет красоваться в учебниках, Ждун войдет в историю как мем золотого века, а меметика будет признана наукой.