Геймификация, оффлайн вместо онлайна, культура сверхрезультата, интеллектуальный досуг. Почему, как и зачем будут развивать сотрудников в 2020 году

Надя Макова

CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики»

Летом минувшего года Amazon объявила о готовности потратить на обучение сотрудников до 2025 года $700 млн. Эта сумма не является беспрецедентной: многие корпоративные университеты ранее обходились их инициаторам в суммы от миллиарда и выше. Тем не менее философия инвестиций, обозначенная Amazon, как раз фиксирует один из ключевых факторов сферы развития специалистов в корпорациях. «Цель не в том, чтобы создать карьерную лестницу от рабочего до гендиректора, — объяснила смысл новых образовательных программ вице-президент Amazon по развитию сотрудников Ардин Уильямс. — Мы хотим предоставить сотрудникам все возможности для горизонтального развития через всестороннее развитие и усиление навыков».

Развивающая среда — атрибут сильного работодателя

Развитие становится конкурентным преимуществом бренда работодателя и абсолютным императивом для компаний, желающих удержать таланты. Согласно недавнему опросу HeadHunter, обучение за счет работодателя является вторым по значимости (после денег) фактором мотивации для соискателей при поиске работы. Планирование обучения персонала — процесс обоюдовыгодный: сотрудникам он обеспечивает инструменты, необходимые для достижения успеха в организации, организации дает сотрудников, способных выполнять текущие задачи и при этом лояльных. На рынке получить готовых сотрудников все сложнее: согласно исследованию SHRM Skills Gap 2019, 75% специалистов по персоналу говорят, что у кандидатов не хватает навыков для вакансий, на которые они претендуют. Развитие сотрудников дешевле, чем поиск и адаптация новых.

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Развитие метанавыков как приоритетных в условиях автоматизации

В 2020 году на фоне автоматизации и внедрения искусственного интеллекта особенно востребованы на рынке окажутся исключительные человеческие «скиллы» — творческий потенциал, эмоциональный интеллект, сторителлинг. В прошлом году выражение soft skills стало почти buzzword, а деление компетенций на мягкие и жесткие лишилось всякого смысла, особенно когда речь идет о руководителях и лидерах проектных команд. Коммуникативные навыки, эмпатия, аргументация, гибкость, командная работа — это уже гигиенические факторы для каждого менеджера, и развитие этих навыков не менее важно, чем повышение профессиональной квалификации. Ошибочно думать, что эти навыки являются врожденными: их можно и нужно развивать, причем делать это системно и непрерывно.

Всемирный экономический форум The World Economic Forum составил список из десяти навыков, которые станут важнейшими в 2020 году: комплексное решение проблем, критическое мышление, творчество, управление людьми, умение координировать с другими, эмоциональный интеллект, суждение и принятие решений, сервисная ориентация, переговоры, когнитивная гибкость.

Онлайн менее эффективен

Пузырь на рынке онлайн-образования продолжает расти, но постепенно приходит осознание того, насколько менее эффективен онлайн. 52% приобретателей онлайн-курсов даже не открывают их. Для развития лидерского потенциала команды онлайн подходит меньше всего, поскольку не развивает ключевые компетенции эффективного менеджера: коммуникативные навыки, гибкость мышления, командную работу, адаптивность и эмпатию. Более того, онлайн-формат не решает одну из важных задач проведения обучения персонала — укрепление кросс-функционального взаимодействия в компании.

Формирование культуры сверхрезультата

Культура обучения является основой корпоративной культуры, из нее вырастают все другие стратегии и программы. Формирование среды, позволяющей сотрудникам постоянно искать, делиться и применять новые знания, невероятно повышает как индивидуальную, так и общую эффективность. Осознанная ставка на развитие корпоративной культуры и образования отличает самые передовые компании, занимающие верхние строчки в мировых рейтингах эффективности.

Осознанные инвестиции

С одной стороны, вложения в образование возрастают: в России, как и во всем мире, крупные компании каждый год увеличивают затраты на разработку обучения персонала. С другой стороны, когда обучение становится системным, комплексным и социальным процессом, принимаемым каждым человеком, по сравнению с набором курсов инвестиции становятся с измеримым ROI. Непрерывное образование, построенное с учетом бизнес-целей и диагностированных компетенций для достижения этих целей, удешевляет его стоимость и повышает эффективность вложений.

Интеллектуальный досуг

Средства обучения персонала не должны быть связаны только с профессиональными обязанностями, этого мало. Важная функция развития команды — в том числе укрепление кросс-функционального взаимодействия. Просветительский лекторий — один из самых эффективных форматов, поскольку обеспечивает людям интеллектуальный досуг, возможность получать интересную информацию, не связанную с работой, и формировать общность интересов и тем для обсуждения друг с другом, укреплять эмоциональные связи.

K-AMPUS — это методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

Геймификация обучающего процесса

Процесс игрофикации давно вышел за пределы индустрии развлечений, доказав свою состоятельность в образовательных и даже научных процессах. Так, в 2011 году с помощью сетевой игры Foldit была расшифрована структура кристалла вируса, вызывающего СПИД у обезьян, — игроки решили задачу за три недели, до того ученые бились над ней 15 лет. Игры, в отличие от большинства других форм трансляции культуры, обладают важной характеристикой, отражающей одну из ключевых ценностей современного общества: они подразумевают активное участие и приглашают к сотворчеству.

О том, что происходит на рынке корпоративного образования в России, читайте в исследовании «Теорий и практик».

Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.