В 2014 году Институт медицины США назвал приоритетной задачей в паллиативной медицине улучшение качества разговоров между докторами и пациентами. Несмотря на то что в развитых странах медицинские работники проходят специальные тренинги, исследователи полагают, что врачи все еще не умеют слушать, в нужный момент молчать и создавать доверительную атмосферу. О том, как в исследовании этой проблемы помогает искусственный интеллект, пишет издание Mosaic — T&P публикуют сокращенный перевод.

Специалисту по паллиативной медицине Бобу Грэмлингу неоднократно доводилось беседовать с людьми на пороге смерти — но только когда его собственный отец умирал от болезни Альцгеймера, он остро почувствовал, насколько значимо каждое слово врача в таких ситуациях.

Грэмлинг стал изучать, как умирающие пациенты, их родственники и врачи обсуждают прекращение лечения, обезболивание и неизбежность смерти. За время исследования, в котором принял участие 231 пациент, его команда накопила 200 часов аудиозаписей разговоров из хосписов.

Слышать

Обычно исследования коммуникации в сфере здравоохранения концентрируются на том, что говорят медицинские работники. В случае паллиативной медицины, отмечает Грэмлинг, в первую очередь стоит учитывать то, как слова врачей воспринимаются пациентами — и как болезнь влияет на саму их способность к общению.

Например, исследование, проведенное в 1990-х годах, показало, что 11 из 12 пациентов хосписа забывали слова, с трудом запоминали то, что им говорили врачи, испытывали сложности при говорении. Опрос 2016 года показал, что только 13% хосписов проверяют слух у пожилых пациентов, и лишь 61% из всех хосписов уверены, что справляются с коммуникацией с пациентами, которые стали слышать хуже.

Говорить

На способность полноценно общаться также влияют боль, одышка, усталость и некоторые препараты. Так, одышка может осложнить произнесение длинных фраз, обезболивающие — затуманить память. В результате пациент может утратить возможность использовать намеки и иносказания (что необходимо для вежливого общения), в коммуникации возникнет асимметрия, и врач (без должных навыков и знаний) не сумеет наладить доверительный разговор.

В то же время многие пациенты хосписов продолжают следовать социальным конвенциям — шутить, рассказывать истории, использовать фразочки «только для своих», чтобы разграничить общение с врачами и членами семьи. Более того, у пациентов паллиативных отделений расширяется вокабуляр: они усваивают новые слова, связанные с их состоянием.

Молчать

Важная часть исследования Грэмлинга посвящена паузам в разговорах. Как правило, их воспринимают как сигнал к окончанию беседы или признак замешательства. Но Грэмлинг полагает, что тишина в разговоре врача и пациента может говорить об обратном — моменте близости или раздумье перед тем, как сказать что-то важное.

Чтобы выяснить это наверняка, исследователи используют технологию машинного обучения. Паузы в записях разговоров (важно, чтобы они длились больше двух секунд) разделяют их по категориям, связанным с теми или иными причинами молчания.

В исследовании Грэмлинга из 1000 пауз лишь 32 оказались значимыми для разговора, но даже такая скромная цифра имеет большое значение, считают исследователи. В этих случаях тишина становилась переломным моментом, после которого пациенты говорили охотнее, перехватывали инициативу у доктора.

Впрочем, все это справедливо лишь для болезней, которые не связаны со снижением когнитивных способностей. Кроме того, молчание может совершенно иначе восприниматься в разных культурах.

Читайте также дискуссию о том, как можно сделать жизнь умирающего человека проще и что для этого требуется от государства и от каждого из нас.

Где можно учиться по теме #медицина

Где можно учиться по теме #искусственный интеллект

Где можно учиться по теме #машинное обучение

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.